Воскресенье, 19.05.2024, 06:28Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Разделы материалов

События [8]
В жизни происходит много интересного, нужно лишь оглядеться по сторонам!
Раздумья [32]
Век живи, век учись и, желательно, на чужих ошибках!
Аномальные явления [4]
Истина где-то рядом...
Фразы [20]
у каждого свои тараканы в голове...
Дискуссия [10]
Даёшь личный опыт!
Главная » 2016 » Май » 13 » КАЙДЗЕН или как найти муду
19:56
КАЙДЗЕН или как найти муду

Уже несколько десятилетий в нашем лексиконе есть такие термины как «Lean manufactory», «Lean production», «Бережливое производство», «6 сигм», «Цикл PDCA» и «DMAIC», которые являются прямыми потомками японской философии Кайдзен, поскольку все перечисленные названия олицетворяют создание процесса непрерывного улучшения. Собственно, что дословно и переводится как непрерывное улучшение, где «кай» – изменение и «дзен» – улучшение.

Когда переводят термин «Lean» можно стать заложником заблуждения, читая дословно «тощий», но на самом деле этот термин подразумевает не тотальную экономию, а бережное использование имеющихся ресурсов за счет сокращения потерь, т.е. всех затрат, не добавляющих ценности продукту.

Почему именно Япония стала родоначальницей философии Кайдзен? Этому послужили природные условия на вулканических островах, в условиях ограниченных ресурсов и непрерывных стихийных бедствий. Выбор между «приспосабливаться» и «умереть» означает отсутствие выбора. Дополнительным «волшебным пенделем» стало поражение во второй мировой войне и торговое эмбарго. 

Принципы Кайдзен были сформированы еще в 30-х годах прошлого века, а используемые инструменты продолжают совершенствоваться и по сей день. Иначе и быть не может.

Основателем и главным идеологом Кайдзен является японский деятель Масааки Имаи, деятельность которого невозможно охарактеризовать лишь наименованием его профессиональной деятельности. Кайдзен не просто методика или подход к бизнесу, это философия, стиль жизни, воспитывающий позитивное мышление и меняющий менталитет.

Главную движущую силу процесса непрерывных улучшений характеризует один японский анекдот, который в сокращенной версии звучит так:

Однажды в джунглях оказались вместе японец и американец и вдруг раздался львиный рык. Японец, не долго думая, начал быстро переобуваться в кроссовки, на что американец съязвил: «Неужели ты думаешь, что это поможет убежать от льва?» На что японец невозмутимо ответил: «Чтобы спастись мне нужно бежать чуточку быстрее тебя!»

Как это сложилось в Японии? Террасное земледелие при возделывании риса поможет ответить на этот вопрос. Если водолюбивому рису не доставить на верхнюю террасу полив, умрет от голода одна семья, а если полива не будет у всех, кто возделывает рис вниз по склону, умрет все село. Результат - командная работа с внутренней клиентоориентированностью и исключительной мотивацией. Для японца, вообще, невыносимо быть изгоем общества. Об этом свидетельствует следующий пример: Когда «наша» мама хочет наказать провинившегося малыша, она говорит ему: «Гулять не пойдешь!». А японская мама в этом случае сказала бы: «Домой не пущу!». Чувствуете разницу?

Творческий подход к делу у японцев воспитывается с младенчества, так малышей сначала учатся рисовать и петь, а лишь потом читать и писать. Не мудрено, что изобретательство стало почти что спортом.

Необходимость японцев улучшать породило культуру, которая вышла за рамки решения проблем и изобретений в виде движения «чиндогу» (букв. "странное приспособление"), возведенное в ранг искусства или хобби для души. Иначе говоря, изобретения, которые никому не нужны, по большому счету. Таким образом изобретаются очень оригинальные вещи (например, тапки-мухобойки с ручками) и улучшается то, что казалось бы нельзя сделать лучше, чем природа (например, кубические арбузы).

Безусловно, все «велосипеды» были изобретены ранее и в другом месте. Япония целенаправленно приглашала невостребованных новаторов в своих областях, таких как Эдвардс Деминг, или отправляли «засланных казачков» в компании мировых лидеров, таких как Форд, перенимали, аккумулировали и формализовали лучший опыт на своих предприятиях. Был период, когда японская продукция считалась заведомо низкокачественной, подобно стереотипу 90-х по отношению к китайским товарам. На сегодняшний день японские автомобили признаны самыми качественными, но конкурентов это не останавливает, т.к. нет предела совершенству.

Основной задачей Кайдзен является поиск и устранение потерь любого характера. Чаще всего это выражается в сокращении затрат, не добавляющих стоимости вашему продукту, либо достижении новых высот, если вы уже лучшие в своей сфере.

Потери бывают сокращаемые и несокращаемые, но и здесь есть поле для деятельности: можно переводить несокращаемые потери в разряд сокращаемых путем внедрения инноваций. То, что считалось константой, подвергается сомнению и, как правило, находится возможность сократить эту затратную часть.

О сравнительно небольшой истории инструментов Кайдзен говорят их названия – «диаграмма спагетти» или «быстрая смена пресс-форм» (SMED), но благодатной почвой для их создания стала именно японская культура. Странно, что у японцев нет национальных командных видов спорта, но очень популярны футбол и бейсбол. И «многостаночность» также родилась лишь в прошлом веке, хоть до сих пор есть лучшие ремесленники, всю жизнь занимающиеся одним делом, но доводят его до совершенства, будь то лучший плотник, кузнец или рыбак.

Так как же японцы улучшаются? На заводе Тойота вновь принятого работника в первый рабочий день приводят в цех, ставят в специальный круг (Круг Тайити Оно, по имени создателя системы TPM), очерченный на полу, и оставляют на весь день. В конце дня руководитель приходит и спрашивает новобранца: «Что видел? Что было не так? Что можно сделать лучше?» Таким образом, людей учат наблюдать и анализировать.

Когда Вы, придя на рабочую площадку, начнете задавать себе следующие вопросы:

  • Почему одни работают, а другие ждут?
  • Почему так много запасов полуфабрикатов и комплектующих?
  • Почему на рабочих местах неудобно и грязно?
  • Почему люди так много ходят?
  • Почему переделывают уже готовые изделия?
  • Почему используют так много материалов и все люди в разном количестве?

, тогда то Вы познаете, что такое мỳда.

Потребитель не должен платить за нашу бесхозяйственность и неорганизованность, за просыпи материалов, за содержание складских помещений и избыточных запасов. Кто первый «переобуется», тот и выживет в этой гонке.

А теперь представьте, что так себя ведет большинство сотрудников, да еще соревнуется между собой и между командами в процессе улучшения. Эффект синергии создает лавину креатива. Этот подход дает неоспоримое конкурентное преимущество для всех, кто начинает использовать Кайдзен на свои предприятиях.

У японцев есть поговорка: «Выжимать воду из сухих тряпок». В отличие от европейцев, которым нужно ставить достижимые цели по SMART, японцы ставят перед собой заведомо «нереальные» цели, достигнуть которые становится делом чести. Опять же, такой максимализм был присущ многим европейским лидерам. Наполеон изрек однажды, а за ним подхватили потомки: «Требуй невозможного – получишь максимум». Проверено на практике. Работает!

Категория: Дискуссия | Просмотров: 404 | Добавил: Vlad-Med | Теги: бережливое производство, Цикл PDCA, Эдвардс Деминг, Муда, Чиндогу, Кайдзен, Lean, Kaizen, Масааки Имаи, Япония | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright VladMed © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz